Свернуть Развернуть

Рассылка

Научите свой сайт продавать больше!

Вы занимаетесь интернет-маркетингом или владеете бизнесом? Мы уверены, что ваш сайт может продавать больше!

Читайте о лучших методах интернет-продаж, изучайте реальные кейсы и применяйте советы на практике. Подписывайтесь на рассылку — обучайтесь бесплатно!

Выпуск №232. Как мошенники обманывают интернет-магазины: схемы и полезные советы

С развитием онлайн-торговли появились те, кто хочет получить товар в интернет-магазине бесплатно, попросту — злоумышленники. Они используют отлаженные схемы, которые распознать порой не так просто. Сегодня в деле обмана интернет-магазинов практически нет новичков, это опытные мошенники, которые могут могут заполучить ваш товар и лишить прибыли. В сегодняшнем выпуске мы рассмотрим возможные схемы обмана и способы их предотвращения.

Черные списки клиентов

Найдите в поиске действующие черные списки и базы недобросовестных покупателей интернет-магазинов с указанием данных клиента, телефона и причины добавления. Например, black-base.ru:

Теперь рассмотрим схемы, которые используют мошенники. Эти ситуации актуальны для нашей действительности, потому что многие клиенты предпочитают оплачивать покупки наличными при доставке, потому интернет-магазинам следует знать, каким образом может обмануть обычный с виду клиент.

Обман с оплатой

Эту схему, как правило, применяют при заказе дорогой техники, одежды, предметов интерьера. Сумма заказа всегда большая. В процессе доставки клиент перезванивает курьеру и предлагает встретиться «на нейтральной территории», ссылаясь на невозможность встречи точно по адресу. Он назначает место возле метро, в подъезде или арке.

На встрече мошенник передает деньги курьеру, но в процессе пересчета оказывается, что не хватает какой-то суммы. Он берет обратно стопку денег, докладывает недостающее и возвращает курьеру оплату. В результате оказывается, что не хватает еще большей суммы, т. к. мошенник успел изъять ее в процессе «пересчета и доплаты».

Курьеры часто спешат, потому, видя, что платеж получен в полном объеме, отдают посылку и забирают деньги. Недостача обнаруживается позже, и доказать что-то нельзя. Если в процессе манипуляций с деньгами курьер берется пересчитывать во второй раз, мошенник ссылается, что ошибся, денег для оплаты не хватит, и быстро уходит.

Как предотвратить?

Объясните каждому курьеру, что деньги нужно пересчитывать после каждого недоразумения, и только тогда отдавать товар, когда сумма получена в полной мере. В правила доставки добавьте пункт, запрещающий встречу курьера и клиента в плохо освещенных местах вроде подъездов, подворотен, арок или нежилых помещений.

Сохраняйте все данные таких клиентов и фиксируйте попытки обмана, чтобы в будущем уберечь себя от потерь. Иногда мошенники создают новые аккаунты и указывают другие данные контакта и доставки.

Обман с доставкой

Клиент сообщает интернет-магазину, что товар не был доставлен, и требует возврата денег. Такое действительно возможно из-за сбоев в работе «Почты России». Способ не слишком популярен, но бывали случаи, когда интернет-магазин возвращал деньги, хотя клиент получил товар. Либо покупатель жаловался еще до того как товар был доставлен, магазин переводил деньги обратно, а через какое-то время покупка приходила, но клиент не сообщал об этом магазину. По сути, это тоже мошенничество, хоть и не запланированное.

Как предотвратить?

Обращать внимание на треккинг посылок, использовать альтернативные способы доставки.

Подставная квартира

Это способ хитрых и опытных мошенников. Арендуется квартира, в которой злоумышленник встречает курьера. Он обязательно приглашает его войти, пока проверит товар. Как правило, заказывают дорогой ноутбук или 2-3 смартфона. Мошенник намеренно проводит курьера из коридора на кухню. Затем клиент говорит, что его все устраивает и под невинным предлогом просит курьера принести деньги из другой комнаты. В этом время мошенник забирает товар и покидает квартиру, закрыв ее на ключ.

Как предотвратить?

Запретить курьерам заходить в квартиру и выполнять подобные просьбы заказчика. Четко обозначить, как должно происходить общение с клиентом и на каком этапе курьер может уйти по собственному желанию, забрав товар и «отказавшись» от оплаты.

Подмена товара

Этот способ используют с интернет-магазинами, которые продают дорогие товары, например, одежду, обувь, аксессуары, постельное белье, украшения и т. п. Так, клиент заказывает товар с примеркой при получении и оплатой на доставке, а затем возвращает товар курьеру, мотивируя тем, что вещь не подошла или не устроила. Позже может оказаться, что в упаковке совершенно другой товар или тот же, но б/у. Оригинал бренда могут подменить китайской копией, и подмена обнаруживается очень нескоро.

Более изощренные мошенники делают множество заказов, меняя в процессе адрес доставки, создавая суматоху и запутывая курьера. В результате по одному адресу необходимо привезти до десятка различных заказов в фирменных упаковках, курьер теряет бдительность, и часть товаров может быть подменена.

Если вы столкнулись с таким, свяжитесь с клиентом и сошлитесь на недоразумение. Тот, кто поступал так впервые, может согласиться и вернуть ваш товар. Если мошенник не сознается, предупредите о том, что вы намереваетесь обратиться в полицию. Это тоже может подействовать.

Как предотвратить?

Обязательно подготовьте курьеров: расскажите, как отличить оригинал от подделки. Ограничьте количество вещей для доставки с примеркой или откажитесь от нее вообще. Подумайте о том, чтобы ввести специальные метки-голограммы для вещей, чтобы курьеры могли быстро отличить товар магазина от подменного.

Ложный заказ

Есть люди, которым «просто скучно» или они требуют внимания. Такие лжеклиенты выбирают много разного, задают массу вопросов, уточняют размеры, материалы, способ изготовления и другие мелочи. Они меняют место встречи, несколько раз перезванивают, но в итоге ничего не покупают. Эти «покупатели» отнимут у вас много времени и ценного внимания, которое могло быть уделено реальным клиентам. Курьеры будут выезжать по адресу и возвращаться с товаром, потому что в процессе клиент будет звонить и переносить доставку на другой день или отказываться вообще.

Как предотвратить?

Злого умысла у таких людей нет, но проверить номер телефона и занести его в базу потенциальных «ложников» стоит. Часто они не скрываются и не меняют номера для связи, потому вычислить их проще, чем реальных мошенников.

Грабеж

К сожалению, предотвратить такие ситуации почти невозможно. С виду простой заказ, но всегда на дорогой товар или несколько единиц (например, 2-3 смартфона). На доставке у курьера отбирают товар (например, в подъезде) с применением силы или без.

Как предотвратить?

Почти никак. На такую доставку лучше отправлять двух курьеров, чтобы злоумышленники просто отказались от товара, не рискуя нападать.

Кража

Бывают ситуации, когда делается подставной заказ. Курьер выходит из машины и направляется в квартиру, чтобы передать товар. В это время автомобиль аккуратно вскрывают и вытаскивают все ценное. Делается так, чтобы курьер не заподозрил пропажу сразу. Уже на следующем адресе он обнаруживает, что товаров нет.

Еще одна схема — это доставка в офис или квартиру на первом этаже. Курьера встречает человек, который берет товар, чтобы показать его директору или лежачему больному. Дверь закрывается, мошенник ретируется через второй выход, закрывая дверь.

Как предотвратить?

Установить надежные замки на автомобили доставки, использовать сигнализацию. Запретить курьеру оставлять в машине ценные вещи, документы, деньги, а также упускать товар из поля зрения.

бман с «Приведи друга»

Часто для акций «Приведи друга» клиенты интернет-магазинов привлекают родственников, чтобы получить ценный подарок. По условиям такой акции, новый клиент оформляет заказ на сумму, не меньше указанной, а тот, кто рекомендовал новичка, получает за это награду. Таким образом, цель акции в расширении аудитории магазина остается недостигнутой.

Как предотвратить?

Продумать механику акции таким образом, чтобы невозможно было привлечь члена семьи. Например, отслеживать адреса, e-mail, номера телефонов и т. п.

Перепродажа акционного товара

Если вы проводите распродажу товаров по низким ценам, могут найтись те, кто скупит все, и перепродаст в своем магазине с накруткой.

Как предотвратить?

Устанавливать ограничения на количество единиц товара для одного покупателя.

Подделка счета об оплате

Таким образом пострадал украинский интернет-магазин «Репка». Полное описание схемы обмана читайте здесь. Пример оригинала и поддельного счета с сайта ain.ua:

Возможные причины отказа от оплаты на доставке

  • Клиент оформляет заказ с реальным намерением купить, но делает это в нескольких интернет-магазинах. В результате он оплачивает товар тому, кто первым привез.
  • Покупатель задает вопросы по товару не консультанту магазина, а курьеру или водителю, и, не получив ответ, отказывается от покупки.
  • Покупатель требует без предоплаты показать ему товар, который доставляется из-за рубежа, что заведомо не выгодно продавцу.

Как предотвратить?

  • Оговаривать время доставки, которое удобно клиенту, а не курьеру.
  • Предлагать бонусы и подарки к товарам, чтобы у клиента был стимул покупать именно у вас.
  • Следить, чтобы курьеры оперативно связывали клиента и консультанта, если есть вопросы по товару. Предупредить менеджеров о возможности такого запроса.
  • Обозначить условия продажи и возможность предоплаты.

В одном из следующих выпусков рассылки Setup.ru мы остановимся подробнее на причинах, по которым клиенты отказываются оплачивать заказанные товары.

Выводы

Будьте бдительны и уделяйте особое внимание, если клиент часто меняет состав заказа, место доставки, задает много несущественных вопросов. Обеспечьте безопасность доставки дорогих товаров и разработайте свою систему противодействия подменам. Перед тем как переводить оплату юрлицам, убедитесь в подлинности документов.


30 ноября 2016