Свернуть Развернуть

Рассылка

Научите свой сайт продавать больше!

Вы занимаетесь интернет-маркетингом или владеете бизнесом? Мы уверены, что ваш сайт может продавать больше!

Читайте о лучших методах интернет-продаж, изучайте реальные кейсы и применяйте советы на практике. Подписывайтесь на рассылку — обучайтесь бесплатно!

Выпуск №118. Базовые юридические аспекты ведения бизнеса в Сети

Вы решили стартовать в интернет-бизнесе? Тогда вы обязательно должны поинтересоваться, какие правовые пункты вашей деятельности надо выполнить. Это особенно важно потому, что в последнее время внимание к интернет-бизнесу со стороны законодательства усилилось. Игнорирование или ошибочное выполнение следующих пунктов может повлечь санкции со стороны закона.

Выбор организационно-правовой формы

  • Индивидуальное предпринимательство. Эту форму можно проще и быстрее зарегистрировать. Дальнейшее содержание также не потребует особых мероприятий или трат. Есть смысл выбирать, если вы являетесь единственным владельцем своего бизнеса. Здесь нет налога на дивиденды, что составляет экономию в 9%, и налога на имущество.
  • Общество с ограниченной ответственностью. Если ваш бизнес — это два и более акционера, то эта форма для вас. Для ООО проще работать с налогом на добавленную стоимость (НДС).

Можно ли перейти от одной формы к другой? Для этого отчуждаются активы и создается ООО. Далее передаются права на все, что было создано еще в ИП. Надо перезаключить контракт или уступить права.

Выбор системы налогообложения

  • Упрощенная. С нее стоит начинать. Обратите внимание, что есть две разновидности — налог с дохода (ставка 6%) и дохода минус расход (ставка 15%). Если ваш заработок — это разница между закупкой и продажей, то лучше выбрать второй вариант (например, для e-commerce). Если вы владелец онлайн-сервиса, которым пользуются за деньги, то лучше остановиться на процентном налоге с валового дохода, т. к. маржинальность продукта достаточно высока.
  • Общая. Подойдет тем, кому выгодно быть налогоплательщиком с добавленной стоимости, либо если оборот превышает допустимый лимит «упрощенки».

Что делать, если поставщик — это крупная компания, которая требует сотрудничества на условиях НДС? Определить уникальность своего предложения. Если крупные клиенты зависят от вас, а не наоборот, вы можете работать так, как удобно. Если же зависите вы, то готовьтесь работать на указанных условиях и рисковать.

Сотрудничество с фрилансерами

  • С 2016 года в силу вступают изменения, в соответствии с которыми вы заключаете гражданско-правовой договор на выполнение работ или оказание услуг. Работа фрилансера должна тарифицироваться по тому, что выполнено, а не по графику трудового распорядка.
  • Сотрудничество с физлицом означает, что вы платите за него налог. Вы обязаны взять у него копию паспорта, ИНН, делать отчисления в фонд оплаты труда, подавать отчетность по налогу с дохода физлиц.
  • Обратите внимание, что налог российского исполнителя будет составлять 13%. Если он только налоговый резидент России, то 30%.
  • Если вы хотите нанять сотрудников (что не обязательно делать с первого дня работы), то можете воспользоваться онлайн-сервисами.

Обращение с персональными данными с точки зрения закона

  • Персональными данными являются ФИО, адрес, номер телефона. Если вы берете их для обработки заказа, то согласно законодательству, не имеете права их обрабатывать или передавать третьим лицам. Данные должны быть обязательно удалены.
  • Для дальнейшего хранения персональных данных вам потребуется письменное согласие клиента на это. Его можно получить при доставке, предложив на подпись соглашение.
  • Персональные данные нельзя хранить за пределами Российской Федерации. Даже если ваш сайт на иностранном хостинге, вы можете заключить договор с российским хостером именно под базу персональных данных.

Защита прав потребителей

  • Дистанционная торговля (покупка товара путем оплаты картой или электронными деньгами) дает больше прав потребителю.
  • Как правило, чтобы избежать потребительского экстремизма (злоупотребления клиентом закона о защите своих прав), основная ответственность возлагается на производителя, а не продавца. Задача юриста в данном случае максимально оградить посредника между покупателем и производителем (продавца) от претензий со стороны потребителя.

Использование электронных денег

  • Вы можете принимать оплату за свой товар через Яндекс.Деньги, Webmoney, QIWI и другие системы. Они имеют необходимый статус и заключили агентское соглашение. Система переводит деньги на ваш расчетный счет, взимая процент за свои услуги.
  • Отчет о поступлениях в безналичный фонд будет являться вашим бухгалтерским учетом.
  • Регистрировать кошелек для оплаты на себя как на физическое лицо запрещено. Это будет расцениваться как уклонение от уплаты налогов.
  • Договор заключается либо с конкретной платежной системой, либо с агрегатором.

Права интеллектуальной собственности

  • Контент с вашего сайта будет интеллектуальной собственностью, если в процессе получения этих материалов вы заключили договор с исполнителем, есть акт приемки и подтверждение оплаты.
  • Вы можете создавать контент самостоятельно, но это будет вашей служебной задачей, которая тоже фиксируется.
  • Если у вас позаимствовали текст или изображение, вы можете обратиться к нотариусу. Он составляет протокол осмотра сайта, что доказывает наличие там ваших материалов. Вы можете написать претензию с тем, чтобы сайт удалил материалы, которые являются вашей интеллектуальной собственностью.
  • Изначально необходимо оформлять право на собственность материалов (каталог товаров, тексты, изображения и т. д.). В будущем это будет вашим основанием обратиться за восстановлением справедливости.
  • Даже если текст при заимствовании был переработан, экспертиза может это установить. Для этого потребуется определенный объем информации. Если на сайте всего один абзац, вы не сможете доказать свое право.
  • В целях защиты домена стоит зарегистрировать товарный знак или компанию с фирменным наименованием, тождественным вашему доменному имени.
  • Также защите подлежит программное обеспечение сайта, если оно создано специально для вашего ресурса. Это должен быть эксклюзивный дизайн и лицензированная CMS.

Как выбрать юриста для своего интернет-бизнеса?

Это должен быть специалист со знанием того, что такое интернет-торговля и интернет-реклама. Выясните его компетенцию, задав вопросы относительно базовых понятий: SEO, контекстная реклама и т. п. В данном случае юридическая компетенция специалиста — это не только вопрос его опыта, но и вашего доверия.

Больше юридических тонкостей вы узнаете в интервью с Павлом Шинкаренко для подкаста «Setup.ru — Как раскрутить бизнес в интернете».

Выводы

Вам не обязательно вникать во все юридические вопросы, но базовое понимание процессов облегчит ведение бизнеса в правовом поле. Найм юриста в команду имеет смысл тогда, когда ваш бизнес занял определенную позицию. На старте юридические вопросы ограничиваются выбором организационно-правовой формы и системы налогообложения.


29 августа 2014