Выпуск №53. Создание прототипа
Большинство веб-студий нынче согласовывают требования с заказчиком, используя прототипы. В статье мы рассмотрим, что это такое и как можно использовать прототипы при создании своих сайтов.
Что такое прототип
Прототип представляет собой макет вида сайта, но без дизайна. Одним словом, если отключить все красивые кнопки и фоны, как будет выглядеть и работать сайт.
Зачем нужны прототипы
Прототипы помогают в разных случаях:
- для команды проекта – для одинакового понимания будущего проекта; разработчикам проще реализовывать проект при наличии не только технического задания, но и прототипа – чтобы сверяться c «картинкой» в случае недопонимания. При тестировании и приемке сайта.
- для заказчика – визуальное представление его требований и пожеланий
- для пользователейкак первичный инструмент тестирования удобства
- для веб-студий и фрилансеров прототип может стать хорошим визуальным предложением для потенциального клиента. Исходя из первичных требований клиента вы можете создать прототип как концепцию проекта, предлагая на примере как будет выглядеть и работать сайт. Вы также можете акцентировать особенные решения, которые вы придумали.
Не все компании готовы тратить дополнительные усилия, время и деньги на создание прототипа. Но именно прототип чаще всего помогает:
- Уменьшить риски проекта
Например, когда при первичных требованиях не продумали возможности пользователей и их взаимодействие.
- Уменьшить количество ошибок
Ошибки, допущенные в конце создания проекта – самые дорогие; приходится переделывать систему. Прототип позволяет обнаружить ошибки на ранней стадии и минимизировать появление новых.
- Повысить качество проекта за счет снижения количества ошибок
- Уменьшить сроки и стоимости разработки
Главное преимущество прототипа – возможность отвлечься от конкретной реализации и вкусовщины (цвета кнопок, фон, оформление, эффекты и пр.) и прорабатывать непосредственно логику взаимодействия с пользователем.
Что прототипируют
- Cайты
- Мобильные приложения
- Программное обеспечение
Также есть отдельная область, когда прототипируют устройства (например, мобильные телефоны), панели управления (например, панель управления самолетом).
Виды прототипов
Бумажные
- Быстро создаются
- Не требуют больших затрат (нужна доска и фломастер или бумага и карандаш)
- Сложно использовать дальше (при разработке, тестировании)
- Невозможно предоставить заказчику
- Требуют детализации и глубины проработки
Скетчи, мокапы
- Больше всего используются в команде для обсуждения предложений и нововведений в проект
- Легкие в разработке
- Существуют онлайн-версии программ для разработки таких прототипов
- Используют при разработке проекта
- В большинстве своем не позволяют попробовать продукт, есть лишь статичные страницы
Интерактивные прототипы
- Позволяют полноценно вовлечь пользователя, показать систему целиком и в действии
- Наиболее эффективны
- Необходимо больше времени на разработку прототипа
- Похожи на готовый продукт
Тестирование прототипов
- «Коридорное» тестирование – тестирование продукта, проводимое на сотрудниках. Лучше не использовать данный вид тестирования, т.к. могут быть некорректные результаты. Сотрудники не всегда являются конечными пользователями системы, также для них система уже известна.
- A/B тестирование (о нем вы говорили в выпуске 44)
- Тепловые карты в Яндекс.Метрике
Софт для создания прототипов
Интерактивные прототипы
Скетчи, мокапы
В большинстве случаев можно заливать прототип на сервер и отправлять ссылку на прототип участникам проекта.
Весь набор инструментов прототипирования с разбиением по типу использования можно посмотреть здесь protomoto.com
Как создавать прототип?
- Когда прототипировать? Лучше всего создавать прототип в самом начале: после анализа требований, задач, аудитории.
- Кто должен создавать прототип? Создавать прототип должен отдельный человек. Обычно считают, что созданием должен заниматься технический специалист или менеджер проекта. Но это неверно: технический специалист видит систему с точки зрения реализации, менеджер смотрит на бюджет и пожелания главы проекта (чаще всего заказчика).
В идеале создавать прототип должен проектировщик интерфейсов, юзабилити-специалист, аналитик. На западе у каждого специалиста четкие обязанности, каждый сотрудник выполняет определенный блок работ, в России пока что один человек чаще всего совмещает разные обязанности. Часто проектировщик является и дизайнером, однако не всегда это хорошо.
- Какие задачи выполняются перед проектированием интерфейса?
При создании прототипа выполняется следующая работа:
- Сбор и анализ требований
- Изучение предметной области (бизнеса заказчика, конкурентов, целевой аудитории)
- Разработка портрета пользователя (персонажа)
- Разработка сценариев взаимодействия пользователей
- При создании прототипа прежде всего думайте о пользователях, его целях и возможностях. Не пытайтесь сделать только красивую картинку.
- Лучше всего создавать прототипы с максимальной детализацией. При этом в прототип не следует вставлять конкретные картинки, но текст и информация должны быть реальными. Например, если вы не внесете всю информацию о продукте в прототипе интернет-магазина, то на этапе дизайна или разработки может возникнуть проблема: информация есть, но для нее нет места.
Примеры прототипов


Полезные книги
3 апреля 2013