Свернуть Развернуть

Рассылка

Научите свой сайт продавать больше!

Вы занимаетесь интернет-маркетингом или владеете бизнесом? Мы уверены, что ваш сайт может продавать больше!

Читайте о лучших методах интернет-продаж, изучайте реальные кейсы и применяйте советы на практике. Подписывайтесь на рассылку — обучайтесь бесплатно!

Выпуск №53. Создание прототипа

Большинство веб-студий нынче согласовывают требования с заказчиком, используя прототипы. В статье мы рассмотрим, что это такое и как можно использовать прототипы при создании своих сайтов.

Что такое прототип

Прототип представляет собой макет вида сайта, но без дизайна. Одним словом, если отключить все красивые кнопки и фоны, как будет выглядеть и работать сайт.

Зачем нужны прототипы

Прототипы помогают в разных случаях:

  • для команды проекта – для одинакового понимания будущего проекта; разработчикам проще реализовывать проект при наличии не только технического задания, но и прототипа – чтобы сверяться c «картинкой» в случае недопонимания. При тестировании и приемке сайта.
  • для заказчика – визуальное представление его требований и пожеланий
  • для пользователейкак первичный инструмент тестирования удобства
  • для веб-студий и фрилансеров прототип может стать хорошим визуальным предложением для потенциального клиента. Исходя из первичных требований клиента вы можете создать прототип как концепцию проекта, предлагая на примере как будет выглядеть и работать сайт. Вы также можете акцентировать особенные решения, которые вы придумали.

Не все компании готовы тратить дополнительные усилия, время и деньги на создание прототипа. Но именно прототип чаще всего помогает:

  • Уменьшить риски проекта
    Например, когда при первичных требованиях не продумали возможности пользователей и их взаимодействие.
  • Уменьшить количество ошибок
    Ошибки, допущенные в конце создания проекта – самые дорогие; приходится переделывать систему. Прототип позволяет обнаружить ошибки на ранней стадии и минимизировать появление новых.
  • Повысить качество проекта за счет снижения количества ошибок
  • Уменьшить сроки и стоимости разработки

Главное преимущество прототипа – возможность отвлечься от конкретной реализации и вкусовщины (цвета кнопок, фон, оформление, эффекты и пр.) и прорабатывать непосредственно логику взаимодействия с пользователем.

Что прототипируют

  • Cайты
  • Мобильные приложения
  • Программное обеспечение

Также есть отдельная область, когда прототипируют устройства (например, мобильные телефоны), панели управления (например, панель управления самолетом).

Виды прототипов

Бумажные

  • Быстро создаются
  • Не требуют больших затрат (нужна доска и фломастер или бумага и карандаш)
  • Сложно использовать дальше (при разработке, тестировании)
  • Невозможно предоставить заказчику
  • Требуют детализации и глубины проработки

Скетчи, мокапы

  • Больше всего используются в команде для обсуждения предложений и нововведений в проект
  • Легкие в разработке
  • Существуют онлайн-версии программ для разработки таких прототипов
  • Используют при разработке проекта
  • В большинстве своем не позволяют попробовать продукт, есть лишь статичные страницы

Интерактивные прототипы

  • Позволяют полноценно вовлечь пользователя, показать систему целиком и в действии
  • Наиболее эффективны
  • Необходимо больше времени на разработку прототипа
  • Похожи на готовый продукт

Тестирование прототипов

  • «Коридорное» тестирование – тестирование продукта, проводимое на сотрудниках. Лучше не использовать данный вид тестирования, т.к. могут быть некорректные результаты. Сотрудники не всегда являются конечными пользователями системы, также для них система уже известна.
  • A/B тестирование (о нем вы говорили в выпуске 44)
  • Тепловые карты в Яндекс.Метрике

Софт для создания прототипов

Интерактивные прототипы

Скетчи, мокапы

В большинстве случаев можно заливать прототип на сервер и отправлять ссылку на прототип участникам проекта.

Весь набор инструментов прототипирования с разбиением по типу использования можно посмотреть здесь protomoto.com

Как создавать прототип?

  • Когда прототипировать? Лучше всего создавать прототип в самом начале: после анализа требований, задач, аудитории.
  • Кто должен создавать прототип? Создавать прототип должен отдельный человек. Обычно считают, что созданием должен заниматься технический специалист или менеджер проекта. Но это неверно: технический специалист видит систему с точки зрения реализации, менеджер смотрит на бюджет и пожелания главы проекта (чаще всего заказчика).

    В идеале создавать прототип должен проектировщик интерфейсов, юзабилити-специалист, аналитик. На западе у каждого специалиста четкие обязанности, каждый сотрудник выполняет определенный блок работ, в России пока что один человек чаще всего совмещает разные обязанности. Часто проектировщик является и дизайнером, однако не всегда это хорошо.
  • Какие задачи выполняются перед проектированием интерфейса?
    При создании прототипа выполняется следующая работа:
    • Сбор и анализ требований
    • Изучение предметной области (бизнеса заказчика, конкурентов, целевой аудитории)
    • Разработка портрета пользователя (персонажа)
    • Разработка сценариев взаимодействия пользователей
  • При создании прототипа прежде всего думайте о пользователях, его целях и возможностях. Не пытайтесь сделать только красивую картинку.
  • Лучше всего создавать прототипы с максимальной детализацией. При этом в прототип не следует вставлять конкретные картинки, но текст и информация должны быть реальными. Например, если вы не внесете всю информацию о продукте в прототипе интернет-магазина, то на этапе дизайна или разработки может возникнуть проблема: информация есть, но для нее нет места.

Примеры прототипов

Полезные книги


3 апреля 2013