Свернуть Развернуть

Рассылка

Научите свой сайт продавать больше!

Вы занимаетесь интернет-маркетингом или владеете бизнесом? Мы уверены, что ваш сайт может продавать больше!

Читайте о лучших методах интернет-продаж, изучайте реальные кейсы и применяйте советы на практике. Подписывайтесь на рассылку — обучайтесь бесплатно!

Выпуск №63. Как работать со сложными заказчиками

Данный выпуск для тех, кто реализует проекты на заказ или работает в компании и управляет процессом разработки внутри компании. Мы расскажем, как организовать работу со сложными заказчиками.

Сложности и решения

При взаимодействии с заказчиком могут появиться сразу несколько проблем:

  • Клиент не знает, чего хочет
    Это проявляется в неточном представлении требований, во фразах «придумайте мне идею», разные требования, противоречащие друг другу. Сроки проекта растут, результата нет.
  • Клиент ведет себя агрессивно, устраивает скандалы
    Любая мелочь становится поводом для криков, раздувает из мухи слона. Общение с таким клиентом невыносимо и очень нервно, исполнитель проекта в итоге соглашается с требованиями заказчика во вред проекту, лишь бы не кричали.
  • Клиент требует сделать, как он говорит
    «Делайте, как я говорю», не принимает предложений и опровержений. Не принимается во внимание, что вы специалист.
  • Клиент постоянно недоволен, придирается
    Опять же раздувает из мелочи проблему, указывает все новые ваши «недоработки».
  • Клиент предъявляет постоянно новые требования
    «Давайте сделаем еще…», поток требований нескончаем.
  • Клиент хочет максимум от вас
    «Мне для полного понимания нужно еще…», при этом требуемое не входит ни в первоначальную задачу, ни в стоимость работ.

Что нельзя делать

  • «Играть по правилам» клиента: вести себя так же, как и он. Это показывает, что вы непрофессионал; вы тратите время и нервы на подобное выяснение отношений.
  • Говорить фразы-раздражители
    Например, «успокойтесь, не нервничайте», «я не могу», «вы не правы», «вашу проблему решить невозможно», «решайте сами» и пр.
  • Полностью подстраиваться под таких клиентов
    Они садятся на шею и ведут себя, как им хочется.
  • Молчать
    Молчание только распаляет сложного заказчика. Если он вспыльчив, то будет продолжать кричать, а если нет, то будет раздражаться от отсутствия обратной связи.

Что нужно делать

  • В первую очередь составляйте договор
    Вовремя составленный хороший договор на оказание услуг или выполнение работ может решить все последующие проблемы (много хочет, новые требования и пр.). Примеры договоров есть в интернете, также можно заказать специальные договора с вашими пожеланиями у юриста (обычно это не стоит больше 200 долларов).
  • Обучайте взаимодействию
    Кроме вас никто не сможет показать клиенту, как строится правильное взаимодействие по проекту. В самом начале лучше рассказать или даже предоставить в договоре формат взаимодействия. Прописывайте вид обмена информацией (почта, скайп), время вашего отклика на проблему или вопрос. Расскажите заказчику, как вы разрабатываете продукт и на каких этапах предоставляете результат. Сами организовывайте встречи, предварительно составив план вопросов для обсуждения.
  • Объясняйте, как вы работаете
    Многие заказчики могут писать «срочно нужно», «простенький сайтик» и пр. При этом уверены, что все их запросы легко осуществить. Ваша задача – пояснить клиенту, как все на самом деле, не вдаваясь в детали. В частности, почему столько времени занимает выполнение задачи, и почему это столько стоит.
  • Используйте психологические приемы и правильные фразы
    Обращайтесь к заказчику на «вы» (если не просил на «ты»), по имени. Выражайте понимание проблемы клиента («да, я вас понимаю», «мне очень жаль…»), узнавайте видение заказчика на решение проблемы («как вы видите решение данной проблемы…»).
  • Проявляйте индивидуальный подход и идите навстречу, в разумных пределах
    Например, это может выражаться во времени общения, форматах получения информации; попытка решения проблемы клиента вне очереди. Если проблема требует дополнительных выяснений, держите клиента в курсе событий.
  • Фиксируйте изменения, обсуждения
    Если вы обсуждали проект при личной встрече, телефону, скайпу, напишите тезисами результаты и отправьте их на почту всем участникам встречи.
  • Выясняйте проблему, слушайте клиента
  • Уверяйте заказчика, что проблема будет решена; решайте проблему.

Отсутствие оплаты

Бывает ситуация, когда клиент не оплачивает работу или собирает предложения специалистов и использует их без оплаты труда. В таком случае можно:

  • Предоставлять часть работ, а полную версию предоставлять после оплаты
  • Писать жалобы и отзывы в блогах, форумах
  • Обращаться в суд (предварительно имея договор с заказчиком)

«Расставание» с клиентом

Бывают заказчики, работа с которыми действительно не в радость. И каждый разговор скорее пытка, перспективы работы с таким заказчиком нет.

В таком случае лучше действительно закончить взаимодействие с клиентом. В зависимости от ситуации можно вернуть аванс (если работа не сделана), посоветовать другого специалиста.

Выводы

Даже если клиент сложный, не стоит сразу с ним расставаться. Общение с ним может помочь вам по-новому взглянуть на процесс взаимодействия, потребности и проблемы клиентов.
Также может оказаться, что проблема не в клиенте. Посмотрите на то, как вы построили процесс взаимодействия с заказчиками, или как отвечаете на письма.


19 июня 2013